Преподобномученица Елисавета Федоровна Романова родилась в 1864 году в Германии, в городе Дармштадте, в семье герцога Гессен-Дармштадтского.
В девятнадцатилетнем возрасте она стала женой князя Сергея Александровича Романова и переехала в Россию, где нашла для себя не только новую родину, но и новую веру, причем она не просто сознательно приняла православие, но и всю жизнь исполняла дела благочестия. Будучи женой Московского губернатора, княгиня Елисавета принимала активное участие в жизни Православной Церкви.
После трагической гибели мужа в результате теракта 1905 года, она решила оставить светскую жизнь. На свои средства княгиня основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, при которой действовали больница, приют, школа и аптека, где лекарства отпускались неимущим бесплатно.
Несмотря на высокое происхождение, княгиня стала вести очень аскетичный образ жизни — спала на досках деревянной кровати, причем часто всего по несколько часов в сутки, вкушала скромную пищу. Елисавета на протяжении жизни совершала множество добрых дел, причем делала это тайно, не на показ, ведь помогала людям ради Бога и чувствовала радость от того. Елисавета ухаживала за больными и тяжело больными, и эта ее опека, без особого медикаментозного вмешательства, была часто эффективным лечением. Ее даже приглашали быть ассистенткой при тяжелых операциях, так как хирурги и профессора чувствовали, что ее присутствие положительно влияет на операцию. В военные года она всесторонне помогала фронту – отправляла санитарные поезда, организовывала склады медикаментов и т.п.
Святая Елисавета стала одной из первых жертв большевистской власти. После ареста ее отправили в город Алапаевск (Свердловская область), где вместе с келейницей Варварой и другими исповедниками живьем кинули в шахту. Перед своей кончиной она благословила своих палачей: «Прости, Господи, им, ибо не ведают, что творят». Святая приняла мученическую смерть в апреле 1918 года.
В 1981 году княгиня была канонизирована Русской Зарубежной Церковью, а в 1992-м – Русской Православной Церковью.
Через год после смерти тело мученицы было найдено в шахте, нетленным. Игумен Серафим (Кузнецов), который был свидетелем обретения останков погибших, говорил, что «какой я ее видел при встрече в Москве в Марфо-Мариинской обители, где она была начальницей, такой увидел и тогда, когда из шахты извлекли ее тело».

Ее мощи сначала повезли в Сибирь, потом в Китай, а в 1921 году через Порт-Сайд уже переправили в Иерусалим, где похоронили под спудом церкви святой Марии Магдалины, в котором великая княгиня и завещала себя похоронить. Еще в свое время, в Москве, она сказала игумену Серафиму, что «если меня убьют большевики, то я вас прошу, чтобы вы меня похоронили по-христиански». Он выполнил ее просьбу и свое обещание, данное святой княгине. В 1981 году мощи перенесли из усыпальницы в храм.
С 1981 года, момента канонизации праведницы, ее десница находится в Синодальном Знаменском соборе Нью-Йорка. Уже позже часть этой десницы, для которой изготовили специальный ковчег в виде руки, попала в Алапаевск, где в 1992 году возродилась женская община, получившее название в честь святой преподобномученицы Елисаветы. Монастырь вырос над шахтой в лесу, где пострадала святая. Небольшие части мощей также находятся в нескольких храмах и монастырях, среди них – Михайловский храм в Киеве (при нем действует сестричество в честь преподобномученицы Елисаветы), Николаевский монастырь в Форт-Майерсе (Флорида), Артемиево-Веркольский монастырь в Архангельской области.
Память святой отмечается 18 июля.
